За последние 25 лет, то есть по сравнению с последними советскими временами, резко снизились конкурсы на инструментальные отделения в музыкальных училищах и в консерватории.
Особенно это показательно в отношении фортепиано, куда конкурс был всегда завидный. Училище, которое традиционно профильно готовит абитуриентов в консерваторию, на подготовительные курсы не может набрать даже 8 человек. Конкурс на фортепианное отделение с 8-10 человек на место в начале 90-х упал до 1,5 человек. Говорят, мол, восемь-то человек мы набрали, но лучше бы мы набрали только шесть.
То же самое или еще хуже — для других инструментов. В консерватории из 20 имеющихся мест по классу фортепиано на курсе только 5 занято русскими студентами, остальные — иностранцы. Не потому, что им приоритет, а потому что русские не идут. Желающих стать исполнителями среди русских — минимально. Исключение, разумеется, составляет вокал — тут конкурс велик, как никогда. Число учащихся, «доживающих» до конца музыкальных школ и получающих диплом, так же катастрофично.
Что же случилось?
Или снова «Путин в этом виноват»?
А ничего не случилось. Коренное изменение в подходе к домашнему воспитанию в семьях интеллигенции разрушило саму возможность профессионально обучать ребенка игре на инструменте.
Детей больше ни к чему не понуждают и ничего делать не заставляют. Мнение ребенка, воспитание так называемой «свободной личности»: «я хочу» и «я не хочу», «мне нравится» и «мне не нравится» — вот определяющие вещи, которыми руководствуются современные родители.
И если в школе, «на шару», это еще проходит, то при индивидуальном образовании, когда схалявить невозможно, как в случае с обучением игре на инструменте, когда ребенок с педагогом один на один, да еще и при огромном количестве нудных, неинтересных, монотонных домашних занятий, всегда сопряженных и с личным участием мамы, и с обязательным принуждением к таким занятиям, тут современные подходы к воспитанию берут верх, и ребенок бросает заниматься.
Мамы начинают и выигрывают. Проигрывают навыки принуждать себя к труду, к послушанию, в конце концов. В итоге проигрывает профессионализм и, между прочим, культура, на жалкое положение которой те же самые мамы сетуют.
В итоге, мне кажется, проигрывают так горячо любимые ими дети. Они не становятся теми, кем могли бы стать. То есть понятно, что кто-то все же выходит в люди. Но Великой Музыкальной Державой Россия не будет уже никогда. Это так.
Не выходит музыканта без принуждения к труду. И Чайковского заставляли музыкой заниматься. И Спивакова не пускали в футбол играть.
Автор: Илья Забежинский