Как известно слова составляют лишь 10 процентов информации, получаемой нами в общении друг с другом. Остальные 90 — составляет невербальная информация, а именно жесты, ритм дыхания, запах… Опытный психолог может определить характер человека только лишь по тому, как он ставит свои ботинки в коридоре. Наш почерк, походка, привычки, цветовые предпочтения — все это зеркало, в котором отражается наша сущность.
Психологи считают рисунок — одним из самых точных и достоверных методов диагностики душевного состояния человека. Какие сложности испытывает малыш, успевает в ли в развитии, к кому испытывает симпатию, а к кому наоборот, обо всем этом могут поведать детские художества.
Таинственное послание
В основе многих современных теорий в области интерпретации искусства и в частности художественного изображения лежат идеи, выдвинутые Карлом Юнгом. Серьезный вклад в развитие этой области психологии сделали также Йоланде Якоби и Сьюзан Бах. В нашей стране начало диагностики детского рисунка было положено еще В.М. Бехтеревым. В настоящее время тесты «Дом-Дерево-Человек», «Рисунок семьи», «Рисунок Человека», проводимые практически в любой школе — служат одним из важных источников получения информации о характере, ребенка, его страхах, душевном состоянии.
Как же понять рисунок?
Для верного прочтения рисунка доверьтесь своей интуиции, первому впечатлению или даже ощущению от рисунка. Какие чувства вызывает у вас рисунок? Радость, умиротворение, страх? Недаром знаменитый американский ученый и психолог, автор книги «Тайный мир рисунка (исцеление через искусство)» Грегг Ферс сказал «Чтобы стать настоящим терапевтом надо научиться думать сердцем, а не умом».
Обратите внимание на цвета, которые использует в рисунке ваш малыш. Психолог и исследователь в области цвета Макс Люшер считает, что выбор цвета отражает не только психологические качества человека, но и состояние его здоровья. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
- темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
- зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
- красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
- желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
- фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
- коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
- черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
- серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Также важно количество используемых цветов. 5-6 цветов говорит о нормальном уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент. Если ребенок использует простой карандаш при наличии цветных это можно трактовать, как сообщение о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.
Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Однако, дорогие родители, анализируя рисунок не стоит забывать об условиях в которых он создавался. Не уподобляйтесь психологу, определившему у мальчика наличие глубокой депрессии только потому что ребенок нарисовал картину черным цветом. Задав ребенку массу вопросов о его отношениях в семье, школе, с друзьями, незадачливый исследователь наконец догадался спросить , почему собственно он нарисовал картинку в исключительно в черных тонах. Мальчик простодушно ответил, что нашел в парте только черный мелок, а остальные мелки он забыл дома! Не желая получать выговор, он просто промолчал о своей забывчивости.
Определите структуру рисунка. Кого ваш малыш нарисовал первым и самым большим? Вероятно к нему ребенок испытывает наибольшую привязанность, особенно если рядом он изобразил себя. Дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу персонаж. Изображение в профиль или спиной может свидетельствовать о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Иногда малыш может «забыть» нарисовать кого-то, особенно, если с этим кем-то он недавно поссорился.
Важную роль играет и то, чем заняты члены семьи на рисунке. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может сигнализировать о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении.
Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему в ней попросту «нет места». Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.
Манера изображения. Посмотрите внимательно на то, как нарисовано изображение. Итак, постоянные стирания и исправления говорят о повышенной тревожности ребенка. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным. Слабый нажим карандаша и плохо прорисованные детали рисунка — признак психологической неустойчивости и повышенной эмоциональности. Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных.
Если все фигуры на рисунке нарисованы очень мелко и вся композиция смещена к краю листа, то возможно ваш малыш не слишком уверен в себе, чувствует себя слабым. Если малыш изображает себя в открытой позе, это говорит о его общительности, жизнерадостности, а закрытая поза о замкнутости.